Пояснительная записка Программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Каменка» (далее Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - В соответствии с СанПиН 2.3//2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 41 - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления общеобразовательным программам образовательной – деятельности образовательным по программам основным дошкольного образования» Цель воспитания – введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для разностороннего развития его способностей. Направленность воспитания - развитие самостоятельности, познавательной коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Задачи воспитания: - Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей дошкольников средствами воспитательной работы; - Развивать способности дошкольников в самых различных видах детской деятельности; - Формировать у дошкольников понимание значимости здоровья для собственного самоутверждения; - Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и самосовершенствовании; -Воспитывать любовь к Родине; -Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств дошкольников через вовлечение в общую работу; - Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу; -Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей; -Приобщение к здоровому образу жизни; -Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения. -Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре. -Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения. Особенности воспитательного процесса в детском саду Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле. Воспитательный процесс в МБДОУ «Детский сад с. Каменка» организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Формы и методы работы - Беседы - Игровые тренинги - Праздники - Игровые и конкурсные программы - Викторины, познавательные игры - Метод самореализации - Метод воспитывающих ситуаций - Метод соревнования 3 – 4 года 4 – 5 лет -Воспитывать положительные отношение -Воспитывать доброжелательное между детьми, основанных на общих отношение к взрослым и детям, проявлять интересах к действиям с игрушками, интерес к действиям и поступкам людей, предметами и взаимной симпатии. желание помочь, порадовать окружающих. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, -Воспитывать культуру общения со любовь к родителям, близким людям. взрослыми и сверстниками, желание -Вызывать эмоциональный отклик на дела и добрые поступки людей. -Воспитывать интерес к фольклорным текстам, народным играм, игрушкам -Воспитывать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье. -Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. -Воспитывать интерес к миру природы. - Воспитывать доброжелательные выполнять общепринятые правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу и т.д.). - Воспитывать отрицательное отношение к жадности, грубости. -Воспитывать интерес к родному городу и стране, к общественным праздниками событиям. -Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа, фольклору России; народным промыслам, предметам старинного быта, народному костюму. взаимоотношения детей, развивать -Воспитывать любовь к родной природе и эмоциональную отзывчивость, привлекать к бережное отношение к живому. конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). - Воспитывать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение. -Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях. Решение задач по каждому возрастному периоду Содержание воспитателей работы Модуль «Я и мои друзья» 3 – 4 года 4 – 5 лет Знает своё имя, фамилию, пол, возраст; Имеет первичные представления о своём осознаёт свои отдельные умения и действия. организме. Рассказывает о деятельности Знает членов своей семьи и ближайших членов своей семьи, о произошедших родственников. Называет хорошо знакомых семейных событиях, праздниках, о животных и растения ближайшего окружения, любимых игрушках, домашних животных. их действия, яркие признаки внешнего вида. Активно проявляет стремление к Проявляет интерес к сверстникам, к общению со сверстниками, старается взаимодействию в игре, в повседневном понять их замыслы; стремится к общении и бытовой деятельности; может взаимодействию в игре, вступает в объединяться в парной игре. ролевой диалог. Модуль «Я и моя семья» 3 – 4 года 4 – 5 лет Знает своё имя, фамилию, пол, возраст; Имеет первичные представления о своём осознаёт свои отдельные умения и действия. организме. Рассказывает о деятельности Знает членов своей семьи и ближайших членов своей семьи, о произошедших родственников. Называет хорошо знакомых семейных событиях, праздниках, о животных и растения ближайшего окружения, любимых игрушках, домашних их действия, яркие признаки внешнего вида. животных. Беседует о профессиях работников детского сада. Модуль « Я люблю трудиться» 3 – 4 года 4 – 5 лет Принимает цель в играх, в предметной и С помощью взрослого может наметить художественной деятельности, по показу и действия, направленные на достижение побуждению взрослых доводит начатую работу конкретной цели. Самостоятелен в до определённого результата. Проявляет самообслуживании, видит необходимость самостоятельность в самообслуживании выполнения определённых действий и (умывается, ест, одевается при небольшой достижения результата. помощи взрослого). Проявляет познавательный интерес к С интересом наблюдает трудовые действия; труду взрослых (интересуется, кем бережно относится к результатам труда; работают близкие ему люди, чем они проявляет стремление отражать содержание заняты на работе); отражает полученные хозяйственно-бытового труда в игре с представления в сюжетно-ролевых играх. использованием реальных предметов и Бережно относится к предметному миру предметов-заместителей. как результату труда взрослых. Понимание направленности трудовых процессов на результат (например: повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. Модуль « Как прекрасна земля» 3 – 4 года Выделение разнообразия явлений природы растений и животных. Зависимость жизни человека от состояния природы. 4 – 5 лет Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у Бережное отношение к природе и природным конкретных животных и растений. богатствам Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной) Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения вприроде. Модуль «Я здоровье берегу» 3 – 4 года Умеет привлечь внимание взрослого в случае 4 – 5 лет Может привести примеры правильного возникновения непредвиденных и опасных для поведения в отдельных опасных жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет ситуациях, установить связи между перенос опыта безопасного поведения в игру. неправильными действиями и их Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению последствиями. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Представления об элементарных правилах здоровья; элементарные знания о режиме дня, здорового образа жизни, важности их о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные соблюдения для здоровья человека; о алгоритмы выполнения культурно- вредных привычках, приводящих к гигиенических процедур. болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. Модуль «Я и моя Родина» 3 – 4 года 4 – 5 лет Способствовать установлению положительных Способствовать возникновению интереса контактов между детьми, основанных на общих к родному городу и стране, к интересах к действиям с игрушками, предметам общественным праздникам и событиям. взаимной симпатии. Освоение представлений о Воспитывать привычку к овладению названии родного города, некоторых городских отдельными правилами поведения на объектах, Освоение начальных представлений о улице, в транспорте. родной стране: название, некоторых общественн гообразия россиян разных праздниках и событиях. Воспитывать интерес к остей их внешнего вида, одежды, к миру природы. Узнаётдом, квартиру, в которой сказкам, песням, играм разных народов. живёт, детский сад, группу тношению к людям разных Знает название страны и города, в котором живёт, хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране. Модуль «Я и моя деятельность» 3 – 4 года Активно осваивает способы ролевого 4 – 5 лет Проявляет самостоятельность в выборе и поведения: называет свою роль и обращается использовании предметов-заместителей, с к сверстнику по имени игрового персонажа. интересом включается в ролевой диалог со Охотно вступает в ролевой диалог с сверстниками. Вступает в ролевой диалог, воспитателем и со сверстником. Проявляет отвечает на вопросы и задает их интерес к игровому общению со соответственно принятой роли. В играх с сверстниками. правилами принимает игровую задачу, Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами (можно – нельзя). проявляет интерес к результату, выигрышу. Доброжелателен в общении с партнерами по игре. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила Проявляет эмоциональную отзывчивость, общения со взрослыми. Делает попытки подражая примеру взрослых, старается оценить действия и поступки других с утешить обиженного, помочь. позиции известных правил. Для установления отношений со сверстниками и взрослыми, поддержания сотрудничества использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания. Передаёт эмоциональные состояния с помощью образных средств языка. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Я люблю трудиться», «Как прекрасна земля», «Я здоровье берегу», «Я и моя родина», «Я и моя деятельность». Виды детской деятельности Модуль «Я и мои друзья» Дела, выходящие за Общесадиковые дела Групповые дела пределы ОО Участие в мероприятиях «День друзей» муниципального и др. уровней «День доброты» конкурс «Новогодняя фантазияв группе» конкурс «В детский сад с улыбкой» Развлечение «Детство – это я и ты» индивидуальные занятия с детьми Ролевые игры; Игровые ситуации Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Экскурсии Игры народов разных национальностей Модуль «Я и моя семья» Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела Групповые дела ОО «Игрушка на новогоднюю елку» Выставки: «Профессия настоящих мужчин», «Мамы разные нужны, мама разные индивидуальные занятия с детьми Ролевые игры; Игровые ситуации важны» Социальные акции «Покормите птиц зимой» Проекты Общественные праздники: Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Модуль «Я люблю трудиться» Дела, выходящие за Общесадиковые дела Групповые дела пределы ОО Участие в мероприятиях муниципального, Социальные Индивидуальные занятия с акции Проекты детьми Ролевые игры; регионального и др. уровней Общественные праздники Проект «Трудовые династии наших родителей» Конкурсы, викторины, выставки Проект «Трудится – всегда пригодится» Выставка поделок из овощей Игровые ситуации Обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных Встречи с интересными людьми «Что нам осень подарила» произведений Проекты «Трудовые династии наших родителей» Модуль «Как прекрасна земля» Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела Групповые дела ОО Участие в мероприятиях муниципального и др. уровней «Покормите птиц зимой» «Берегите первоцветы – украшение планеты» Экологическая акция «Подари цветок детскому саду» Трудовой десант Виртуальные экскурсии Экологические акции и праздники Конкурсы, викторины, выставки Исследовательская деятельность Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Опытно -экспериментальная деятельность, наблюдения, игры Развлечения Игровые ситуации Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Виртуальные экскурсии Модуль «Я здоровье берегу» Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела Групповые дела Дни здоровья Беседы ОО Участие в мероприятиях муниципального и др. уровней «Папа, мама, я – спортивная семья» Викторины Конкурсы, викторины, выставки Развлечения Подвижные, народные игры Мини олимпиады Модуль «Я и моя родина» Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела Групповые дела ОО Участие в мероприятиях муниципального и др. уровней День народного единства – «Мы дружбою своей сильны» День народного единства День независимости России – «Мы – Россия!» Беседы Развлечения Выставки рисунков День Российского флага Экскурсии День защитника Отечества Социальные, воспитательные «Георгиевская ленточка» акции Флешмоб «Свеча Памяти» Общественные праздники Конкурсы, викторины Модуль «Я и моя деятельность» Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела Групповые дела сюжетно- ОО День дружбы «Дружба- ролевые игры; Игровые главное чудо» ситуации Участие в мероприятиях муниципального и др. уровней Проекты Игровая деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны» Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Виртуальные экскурсии «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе. родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; ·Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; · общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; консультационный пункт, в котором осуществляется работа специалистов по запросу родителей; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе ДОУ. Результатом достижения цели должны быть: - успешная адаптация в дошкольном учреждении; - эмоциональная устойчивость дошкольников; - создание предпосылок для формирования сплоченного коллектива; - активное участие родителей в жизни группы и детского сада. - устойчивые положительные результаты дошкольников; - активное участие детей в жизни группы, детского сада; - проявление интеллектуальных способностей; - знание истории своей семьи, детского сада, достопримечательностей города; - умение организовывать под руководством воспитателя мероприятия, занятия по своим интересам; - ощущение ответственности за совершаемые поступки. - овладение методами самовоспитания, самоконтроля; - проявление самостоятельной творческой активности; - умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия, игры разной направленности; - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и детского сада; - мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. - необходимость национальностей. проявлять толерантность по отношению к людям разных