Рабочая программа воспитания МБДОУ Детский сад села Каменка Красноармейского района Саратовской области

Пояснительная записка
Программа

воспитания

Муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад с. Каменка» (далее Программа) разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- В соответствии с СанПиН 2.3//2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях» и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27
октября 2020 года № 41
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

общеобразовательным

программам

образовательной
–

деятельности

образовательным

по

программам

основным
дошкольного

образования»
Цель воспитания – введение дошкольника в мир культуры, сохранение и
укрепление психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий
для разностороннего развития его способностей.
Направленность воспитания - развитие самостоятельности, познавательной
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций
определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи воспитания:
-

Создавать

условия

для

становления,

развития

и

совершенствования

интеллектуальных возможностей дошкольников средствами воспитательной работы;
- Развивать способности дошкольников в самых различных видах детской
деятельности;
- Формировать у дошкольников понимание значимости здоровья для собственного
самоутверждения;

- Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и
самосовершенствовании;
-Воспитывать любовь к Родине;
-Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств дошкольников
через вовлечение в общую работу;
- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности,
инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на
общую пользу;
-Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
-Приобщение к здоровому образу жизни;
-Развитие

эстетического

вкуса,

повышение

культуры

общения,

культуры

поведения.
-Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
-Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии,
положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Особенности воспитательного процесса в детском саду
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического

руководства.

Организованное

проведение

этой

формы

работы

обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется

с

целью

активизации

пассивных

воспитанников,

организации

дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле.
Воспитательный процесс в МБДОУ «Детский сад с. Каменка» организуется в
развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных,
социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за
счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и
безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и
половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о
том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ
ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь
норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.

Формы и методы работы
- Беседы
- Игровые тренинги
- Праздники
- Игровые и конкурсные программы
- Викторины, познавательные игры
- Метод самореализации
- Метод воспитывающих ситуаций
- Метод соревнования
3 – 4 года

4 – 5 лет

-Воспитывать положительные отношение

-Воспитывать доброжелательное

между детьми, основанных на общих

отношение к взрослым и детям, проявлять

интересах к действиям с игрушками,

интерес к действиям и поступкам людей,

предметами и взаимной симпатии.

желание помочь, порадовать окружающих.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость,

-Воспитывать культуру общения со

любовь к родителям, близким людям.

взрослыми и сверстниками, желание

-Вызывать эмоциональный отклик на дела и
добрые поступки людей.
-Воспитывать интерес к фольклорным текстам,
народным играм, игрушкам
-Воспитывать интерес к труду взрослых в
детском саду и в семье.
-Воспитывать бережное отношение к
предметам и игрушкам, как результатам труда
взрослых.
-Воспитывать интерес к миру природы.
- Воспитывать доброжелательные

выполнять общепринятые правила:
здороваться, прощаться, благодарить за
услугу и т.д.).
- Воспитывать отрицательное отношение к
жадности, грубости.
-Воспитывать интерес к родному городу и
стране, к общественным праздниками
событиям.
-Воспитывать интерес к культурным
традициям русского народа, фольклору
России; народным промыслам, предметам
старинного быта, народному костюму.

взаимоотношения детей, развивать

-Воспитывать любовь к родной природе и

эмоциональную отзывчивость, привлекать к

бережное отношение к живому.

конкретным действиям помощи, заботы,

участия (пожалеть, помочь, ласково
обратиться).
- Воспитывать самостоятельность,
уверенность, ориентацию на одобряемое
взрослым поведение.

-Воспитывать уважение и благодарность
взрослым за их труд, заботу о детях.

Решение задач по каждому возрастному периоду
Содержание воспитателей работы
Модуль «Я и мои друзья»

3 – 4 года

4 – 5 лет

Знает своё имя, фамилию, пол, возраст;

Имеет первичные представления о своём

осознаёт свои отдельные умения и действия.

организме. Рассказывает о деятельности

Знает членов своей семьи и ближайших

членов своей семьи, о произошедших

родственников. Называет хорошо знакомых

семейных событиях, праздниках, о

животных и растения ближайшего окружения, любимых игрушках, домашних животных.
их действия, яркие признаки внешнего вида.

Активно проявляет стремление к

Проявляет интерес к сверстникам, к

общению со сверстниками, старается

взаимодействию в игре, в повседневном

понять их замыслы; стремится к

общении и бытовой деятельности; может

взаимодействию в игре, вступает в

объединяться в парной игре.

ролевой диалог.

Модуль «Я и моя семья»

3 – 4 года

4 – 5 лет

Знает своё имя, фамилию, пол, возраст;

Имеет первичные представления о своём

осознаёт свои отдельные умения и действия.

организме. Рассказывает о деятельности

Знает членов своей семьи и ближайших

членов своей семьи, о произошедших

родственников. Называет хорошо знакомых

семейных событиях, праздниках, о

животных и растения ближайшего окружения, любимых игрушках, домашних
их действия, яркие признаки внешнего вида.

животных. Беседует о профессиях
работников детского сада.

Модуль « Я люблю трудиться»

3 – 4 года

4 – 5 лет

Принимает цель в играх, в предметной и

С помощью взрослого может наметить

художественной деятельности, по показу и

действия, направленные на достижение

побуждению взрослых доводит начатую работу конкретной цели. Самостоятелен в
до определённого результата. Проявляет

самообслуживании, видит необходимость

самостоятельность в самообслуживании

выполнения определённых действий и

(умывается, ест, одевается при небольшой

достижения результата.

помощи взрослого).

Проявляет познавательный интерес к

С интересом наблюдает трудовые действия;

труду взрослых (интересуется, кем

бережно относится к результатам труда;

работают близкие ему люди, чем они

проявляет стремление отражать содержание

заняты на работе); отражает полученные

хозяйственно-бытового труда в игре с

представления в сюжетно-ролевых играх.

использованием реальных предметов и

Бережно относится к предметному миру

предметов-заместителей.

как результату труда взрослых.
Понимание направленности трудовых
процессов на результат (например: повар
заботится, чтобы дети были вкусно
накормлены). Расширение представлений о
предметном мире как результате трудовой
деятельности взрослых.

Модуль « Как прекрасна земля»

3 – 4 года
Выделение разнообразия явлений природы
растений и животных. Зависимость жизни
человека от состояния природы.

4 – 5 лет
Увеличение объема представлений
о многообразии мира растений,
животных, грибов. Умение видеть
различия в потребностях у

Бережное отношение к природе и природным

конкретных животных и растений.

богатствам

Обнаружение признаков
благоприятного или
неблагоприятного состояния
природных объектов и их причин
(у растения сломана ветка,
повреждены корни, листья опутаны
паутиной)
Понимание разнообразных ценностей
природы (эстетическая, познавательная,
практическая природа как среда жизни
человека). Осознание правил поведения
вприроде.

Модуль «Я здоровье берегу»

3 – 4 года
Умеет привлечь внимание взрослого в случае

4 – 5 лет
Может привести примеры правильного

возникновения непредвиденных и опасных для поведения в отдельных опасных
жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет

ситуациях, установить связи между

перенос опыта безопасного поведения в игру.

неправильными действиями и их

Элементарные умения и навыки личной
гигиены (умывание, одевание, купание, навыки
еды, уборки помещения и др.), содействующие
поддержанию, укреплению и сохранению

последствиями. В повседневной жизни
стремится соблюдать правила безопасного
поведения.
Представления об элементарных правилах

здоровья; элементарные знания о режиме дня, здорового образа жизни, важности их
о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные соблюдения для здоровья человека; о
алгоритмы выполнения культурно-

вредных привычках, приводящих к

гигиенических процедур.

болезням; об опасных и безопасных
ситуациях для здоровья, а также как их
предупредить. Основные умения и навыки
личной гигиены (умывание, одевание,
купание, навыки еды, уборки помещения и
др.), содействующие поддержанию,
укреплению и сохранению здоровья,
элементарные знания о режиме дня, о
ситуациях, угрожающих здоровью.
Основные алгоритмы выполнения
культурно-гигиенических процедур.

Модуль «Я и моя Родина»

3 – 4 года

4 – 5 лет

Способствовать установлению положительных Способствовать возникновению интереса
контактов между детьми, основанных на общих к родному городу и стране, к
интересах к действиям с игрушками, предметам общественным праздникам и событиям.
взаимной симпатии. Освоение представлений о Воспитывать привычку к овладению
названии родного города, некоторых городских отдельными правилами поведения на
объектах, Освоение начальных представлений о улице, в транспорте.
родной стране: название, некоторых общественн
гообразия россиян разных
праздниках и событиях. Воспитывать интерес к
остей их внешнего вида, одежды, к
миру природы. Узнаётдом, квартиру, в которой
сказкам, песням, играм разных народов.
живёт, детский сад, группу
тношению к людям разных
Знает название страны и города, в
котором живёт, хорошо ориентируется в
ближайшем окружении. Освоение
начальных представлений о родной
стране: название, некоторых
общественных праздниках и событиях.
Освоение стихов, песен о родной стране.

Модуль «Я и моя деятельность»
3 – 4 года
Активно осваивает способы ролевого

4 – 5 лет
Проявляет самостоятельность в выборе и

поведения: называет свою роль и обращается использовании предметов-заместителей, с
к сверстнику по имени игрового персонажа. интересом включается в ролевой диалог со
Охотно вступает в ролевой диалог с

сверстниками. Вступает в ролевой диалог,

воспитателем и со сверстником. Проявляет

отвечает на вопросы и задает их

интерес к игровому общению со

соответственно принятой роли. В играх с

сверстниками.

правилами принимает игровую задачу,

Освоил некоторые нормы и правила
поведения, связанные с определенными
разрешениями и запретами (можно – нельзя).

проявляет интерес к результату, выигрышу.
Доброжелателен в общении с партнерами по
игре. В привычной обстановке
самостоятельно выполняет знакомые правила

Проявляет эмоциональную отзывчивость,

общения со взрослыми. Делает попытки

подражая примеру взрослых, старается

оценить действия и поступки других с

утешить обиженного, помочь.

позиции известных правил.
Для установления отношений со
сверстниками и взрослыми, поддержания
сотрудничества использует в речи слова
участия, эмоционального сочувствия,
сострадания. Передаёт эмоциональные
состояния с помощью образных средств
языка.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Я люблю трудиться»,
«Как прекрасна земля», «Я здоровье берегу», «Я и моя родина», «Я и моя деятельность».

Виды детской деятельности
Модуль «Я и мои друзья»

Дела, выходящие за

Общесадиковые дела

Групповые дела

пределы ОО
Участие в мероприятиях «День друзей»
муниципального и др.
уровней

«День доброты»
конкурс
«Новогодняя
фантазияв группе»
конкурс «В детский
сад с улыбкой»
Развлечение «Детство – это
я и ты»

индивидуальные занятия с
детьми
Ролевые игры;
Игровые ситуации
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций;
Чтение и обсуждение
литературных произведений
Экскурсии
Игры народов разных
национальностей

Модуль «Я и моя семья»

Дела, выходящие за пределы

Общесадиковые дела

Групповые дела

ОО
«Игрушка на новогоднюю
елку»

Выставки:
«Профессия настоящих
мужчин», «Мамы разные
нужны, мама разные

индивидуальные занятия с
детьми
Ролевые игры;
Игровые ситуации

важны»
Социальные акции
«Покормите птиц зимой»

Проекты
Общественные праздники:

Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций;

Модуль «Я люблю трудиться»

Дела, выходящие за

Общесадиковые дела

Групповые дела

пределы ОО
Участие

в

мероприятиях

муниципального,

Социальные

Индивидуальные занятия с

акции Проекты

детьми Ролевые игры;

регионального и др. уровней Общественные праздники
Проект «Трудовые
династии наших
родителей»

Конкурсы, викторины,
выставки
Проект «Трудится – всегда
пригодится»

Выставка поделок из
овощей

Игровые ситуации
Обыгрывание проблемных
ситуаций;
Чтение и обсуждение
литературных

Встречи с интересными
людьми

«Что нам осень подарила»

произведений
Проекты «Трудовые династии
наших родителей»

Модуль «Как прекрасна земля»

Дела, выходящие за пределы

Общесадиковые дела

Групповые дела

ОО
Участие в мероприятиях
муниципального и др.
уровней
«Покормите птиц зимой»
«Берегите первоцветы
– украшение планеты»
Экологическая акция
«Подари цветок детскому
саду»
Трудовой десант

Виртуальные экскурсии
Экологические акции и
праздники
Конкурсы, викторины,
выставки
Исследовательская
деятельность
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций;

Опытно -экспериментальная
деятельность, наблюдения,
игры
Развлечения Игровые
ситуации
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций;
Чтение

и

обсуждение

литературных произведений
Виртуальные экскурсии

Модуль «Я здоровье берегу»

Дела, выходящие за пределы

Общесадиковые дела

Групповые дела

Дни здоровья

Беседы

ОО
Участие в мероприятиях
муниципального и др.
уровней
«Папа, мама, я – спортивная
семья»

Викторины

Конкурсы, викторины,
выставки

Развлечения
Подвижные, народные игры

Мини олимпиады

Модуль «Я и моя родина»

Дела, выходящие за пределы Общесадиковые дела

Групповые дела

ОО
Участие в мероприятиях
муниципального и др.
уровней
День народного единства –
«Мы дружбою своей
сильны»

День народного единства
День независимости России –
«Мы – Россия!»

Беседы
Развлечения
Выставки рисунков

День Российского флага

Экскурсии

День защитника Отечества

Социальные, воспитательные

«Георгиевская ленточка»

акции

Флешмоб «Свеча Памяти»

Общественные праздники
Конкурсы, викторины

Модуль «Я и моя деятельность»

Дела, выходящие за пределы

Общесадиковые дела

Групповые дела сюжетно-

ОО

День дружбы «Дружба-

ролевые игры; Игровые

главное чудо»

ситуации

Участие в мероприятиях
муниципального и др.
уровней
Проекты

Игровая деятельность
«Все профессии важны, все
профессии нужны»

Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций;
Чтение и обсуждение
литературных произведений
Виртуальные экскурсии

«Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется
для более эффективного

достижения цели воспитания, которое обеспечивается

согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе.


родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;



·Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

· общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;


консультационный пункт, в котором осуществляется работа специалистов по запросу
родителей;



помощь

со

стороны

родителей

в

подготовке

и

проведении

мероприятий

воспитательной направленности;


индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей;



размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе ДОУ.
Результатом достижения цели должны быть:

- успешная адаптация в дошкольном учреждении;
- эмоциональная устойчивость дошкольников;
- создание предпосылок для формирования сплоченного коллектива;
- активное участие родителей в жизни группы и детского сада.
- устойчивые положительные результаты дошкольников;
- активное участие детей в жизни группы, детского сада;
- проявление интеллектуальных способностей;
- знание истории своей семьи, детского сада, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством воспитателя мероприятия, занятия по своим
интересам;

- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия, игры разной
направленности;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и детского сада;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
-

необходимость

национальностей.

проявлять

толерантность

по

отношению

к

людям

разных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89678010051

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».